Блог

12 февраля, 2018

Почему важно рисовать наброски?

Спрашиваем педагога, художника и скульптора - Александру Сухорукову. Небольшая статья о том, почему рисовать быстро и много полезно и даже необходимо!

Наброски Александры Сухоруковой

Зачем рисовать наброски?

На курсе портрета для начинающих одним из первых заданий стоит рисование набросков. И тут же возникают сложности - ученики спрашивают - зачем, мы же ничего не умеем, не знанием построения черт лица. И в то же время всем интересно как научиться видеть пропорции, не выстраивая схему каждый раз. А научиться можно вот таким способом, постоянно много и быстро рисуя.

 

В классическом обучении рисунку есть три крупных составляющих:

1. Наброски и зарисовки.  

2. Длительный рисунок

3. Рисунок по памяти и воображению.

 

И каждый из пунктов очень важен. Многим кажется, что необходим только длительный рисунок. Модель сидит долго, можно внимательно рассмотреть все детали, много раз перерисовать, добиваясь идеального сходства. Все это - правильно, но, сосредотачиваясь только на длительном рисунке вы как бы "застреваете", возникает вымученность работ, излишняя осторожность и старательность. Уловить сходство сразу, без безконечных правок крайне сложно: пропорции "плавают".

Воспитывает глаз, все же, набросок. Не зря скетчи рисуют абсолютно все профессиональные художники - от скульпторов и иллюстраторов до аниматоров Диснея. Набросок помогает научиться верно видеть пропорции, чувствовать композицию листа.

Это как упражнения за станком, чтобы станцевать на сцене, нужно много тренироваться, так и здесь. Для легкого, мастерского рисунка, необходимо выполнять упражнения. Когда рисуете быстро, мозг не успевает начать анализировать, включаются чувства и ощущения, глаза учаться быть наблюдательнее, острее. Вы быстрее выделяете главное в натуре.

 

Наброски Александры Сухоруковой

Когда рисуете быстро, мозг не успевает начать анализировать, включаются чувства и ощущения, глаза учатся быть наблюдательнее, острее.

Еще есть важный психологический момент - такое несколько стрессовое быстрое начало дает возможность не бояться листа, материала, стирать некогда, нужно действовать, рисовать. Внутренние зажимы уходят и с каждым разом наброски все лучше. Да, сначала не получится, это нормально.

Опять приведу пример с танцем, вы вдруг пришли заниматься балетом. Было бы странно, если бы через пол часа занятия вы бы побежали на сцену, обгоняя солистов Мариинского театра. Рисунок - это прикладное искусство и в первую очередь оно требует практики. Не ставьте завышенных целей, просто получайте удовольствие от самого процесса и все получится, скорее всего не с первого наброска и, возможно, не с десятого, но при должном старании - обязательно.

Здесь я хочу отметить необходимость и длительного рисунка, набросок и рисунок как бы помогают друг другу. После длительных рисунков в скетчах появляется большая проработанность, подробность, мастерство и знания. В наброске вы доводите до автоматизма свои умения рисовать, привнося в них больше спонтанности и постепенно уходя от схемы. Длительный рисунок становится более живым, местами интуитивным. Со временем схема, построение полностью уходит, вы знаете и понимаете этот этап настолько, что уже не нужно отображать его на листе. В Академии Художеств длительный рисунок всегда начинается с наброска, и если постоянно не тренироваться, то результат будет далек от совершенства.

Наброски Александры Сухоруковой

В наброске вы доводите до автоматизма свои умения рисовать, привнося в них больше спонтанности и постепенно уходя от схемы. 

Со временем и опытом в наброске можно ставить все более сложные и интересные задачи:

1. Пропорции. Здесь могут быть абсолютно разные объекты - портрет, фигура, предметы, архитектуры и даже пейзаж.

 

2. Композиция. Создание гармоничного изображения в листе. Здесь я рекомендую не застревать в одном классическом формате, а готовить для себя абсолютно разные - квадратные, вытянутые, верикальные и горизонтальные. Это обогатит ваши работы и поможет нестандартно мыслить. А вообще тема композиции на листе - очень глубокая, ее необходимо рассматривать в отдельном ключе!

 

3. Эксперименты с материалом, а так же выразительными возможностями конкретного материала. Рисунок только линией, или линией и пятном, может, растереть или размыть. На рынке сейчас предоставлено огромное количество художественных материалов, важно выбрать свой. В котором вам особенно комфортно как художнику и который помогает полнее раскрыть ваши задачи.

 

4.Обучающий набросок. Здесь вы исследуете конкретно какой - либо момент - анатомию, перспективу и тд. Художник думает с карандашом в руке, рисунки - это отражение познания мира. Несколько философски, но это так!

 

5. Пожалуй самый сложный пункт, который вбирает в себя опыт всех предыдущих - создание образа. Здесь вы проявляете себе уже не как исследователь, а как создатель! Что я хочу передать в своем наброске, какие материалы, бумагу, формат выбрать. Такого типа наброски и зарисовки - это уже цельное произведение.

 

Пунктов и задач в скетчах может быть еще много - все зависит от целей конкретного художника. Постоянная работа с натуры, как длительный рисунок, так и наброски приводят к тому, что вы с легкостью можете рисовать по воображению и представлению, создавая что–то совсем свое.

Спасибо, что зашли ;)

Больше о работе с набросками, построении и том, как рисовать, а не срисовывать на новом потоке курса Александры

Перейти на страницу курса